Э-УТА – традиционный жанр японского искусства, синтез поэзии и живописи ,
или какого-либо вида прикладного искусства, в данном случае – керамики.
История Э-УТА восходит к эпохе Хэйан, когда специальный раздел "поэзия
для живописи" был непременной частью всех поэтических антологий. Позднее
в развитии жанра принимали участие такие великие мастера, как Хоннами Коэцу
и Огата Корин. Влияние их таланта определило путь Э-УТА на несколько веков
вперед, а их произведения по праву относят к числу наиболее ярких достижений
японского духа.
Главная роль в создании образа в жанре Э-УТА принадлежит поэзии; обычно за
основу берут хорошо известные классические произведения – танка или хайку.
При этом наиболее важная часть стихотворения, либо ключевые слова – "киго"
или "кидай" изображается с помощью каллиграфии, а всё остальное – средствами
прикладного искусства . Главное правило можно сформулировать так: что рисуется,
то не пишется. И наоборот – что написано, то не изображается. Впрочем, возможны
исключения ; главное – следовать духу стихотворения, поскольку произведение Э-УТА
создается с целью продлить впечатление от поэзии и увеличить количество возможных
ассоциаций. Можно сказать, что Э-УТА – это жанр, созданный любителями поэзии для
истинных её знатоков.
|