Любителям искусства хорошо знакомы нэцкэ — небольшие, резные фигурки из кости или дерева
работы японских или китайских мастеров. Странный, непонятный и привлекательный мир таится
за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб.
На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре
высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно,
с неподражаемой живостью непосредственно в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией.
С художественной точки зрения, нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего
развития японской скульптуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории
культуры, сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев,
религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XYII-XIX вв. Являясь по
своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное
искусство. Многие из нас привыкли воспринимать нэцкэ как традиционное японское искусство, однако
его корни уходят в историю Древнего и Средневекового Китая, вот почему среди изображаемых в нэцкэ
персонажей так много китайских божеств и знаменитых личностей истории Поднебесной Империи. Сюжеты
нэцкэ охватывают представления горожан периода Такугава. Историческая литература и театр, мифология
и народные верования, благопожелательная символика и повседневная жизнь — все это получило отражение
в маленьких резных фигурках — нэцкэ. В Японии были хорошо известны идеи Даосизма — одной из важнейших
религий китайского происхождения. Широко распространился Буддизм, также заимствованный с континента.
Со временем все это вошло в культурный обиход японцев и перестало восприниматься ими как нечто чужое.
В китайской истории, японских резчиков особенно интересовали герои древности: выдающиеся государственные
деятели, прославленные полководцы и воины, отличившиеся отвагой, силой и верностью долгу. Однако
создателей нэцкэ больше привлекали анекдотические случаи из жизни китайских героев, чем произведения,
прославлявшие их мудрость, отвагу и преданность. Но и здесь, как правило, содержался определенный
морализующий подтекст.
Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые "ситифукудзин"
— "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и
Бендзайтэн — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский, Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли
из пантеона даосизма. Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так
называемые "ситифукудзин" — "семь богов счастья". Они происходят из различных религиозных систем.
Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтэн — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский,
Фукукрокудзю и Дзюродзин пришли из пантеона даосизма. Несмотря на то, что даосизм в Японии никогда
не был оформлен как сколько-нибудь цельное учение, в народных верованиях многие даосские персонажи
занимали видное место. Например, японцам был хорошо известен образ даосского святого-сеннина.
Сам термин нэцкэ, который пишется двумя иероглифами "НЭ-ЦУКЭ ", (первый означает "корень", второй —
"прикреплять") впервые упоминается в хрониках XVII века. Самое раннее письменное свидетельство о
ношении нэцке относится к началу XVII века. До периода Монояма (конец XVI в.), был распространен
обычай носить предметы, прикрепив их к эфесу меча, а на рубеже XVI — XVII-го в. он стал вытесняться
нэцкэ. Кимоно, с которым удобно было носить нэцкэ, до середины XVI века употреблялось только как
нижняя одежда и получило распространение в качестве верхней мужской и женской одежды в конце периода
Муромати (1392-1573гг.) Миниатюрные фигурки нэцкэ были обязательной принадлежностью японского мужского
костюма. Поскольку он не предусматривал карманов, все необходимые мелкие предметы подвешивались к поясу
кимоно. У каждой фигуры имелось два отверстия для шнурка, с помощью которого она крепилась к поясу как
противовес носимому на нём предмету. Распространившийся в XVIII веке обычай курения табака в Японии
способствовал бытованию нэцкэ. Впоследствии скульптурным брелком к поясу прикреплялись не только трубки
и кисеты, путешественник мог взять с собой печать, набор принадлежностей для чая, кошелек и ключи,
медикаменты и амулеты, сосуд с сакэ. Крестьяне носили латунные и медные нэцкэ, которые одновременно
служили огнивом для трубок. Люди, болеющие лихорадкой, носили нэцкэ, сделанные из клыков нарвала,
во время приступов они скоблили фигурки в местах отверстий и принимали порошок как целебное снадобье.
Небогатые люди вместо художественно оформленных нэцкэ использовали маленькие тыквы-горлянки, корни.
Также использовались предметы, изначально имевшие другое значение, — например, детали оправы холодного
оружия. Нэцкэ делались из разных материалов: дерева (иногда привезенного из Китая), слоновой кости,
оленьего рога. Реже использовали: лак, металлы, фарфор, бамбук, разные виды коралла и янтаря, стекло,
агат, нефрит, кремень и окаменевшее дерево.
Слоновая кость в истории Японского искусства — материал довольно молодой. В виде бивней она стала
завозиться в Японию лишь в период Токугава. До этого о ней знали лишь по китайским изделиям. Слоновая
кость также имела благопожелательную символику, а кроме того, была лечебным средством.
На протяжении XVII века производство нэцкэ оставалось побочным занятием не только скульпторов,
но и мастеров многих других специальностей: керамистов, резчиков декоративных архитектурных деталей,
художников по металлу, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Лишь, во 2-й половине
XVIII столетия появились профессиональные резчики нэцкэ так называемые нэцукэси. Мастера-профессионалы
превращают нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий специфическим набором форм, материалов и
сюжетов. Старые мастера, а их было не так много, каждую нэцкэ изготавливали только в одном экземпляре,
и настоящие знатоки умеют по фигурке определить мастера.
В самой Японии изготовители нэцкэ и копий нэцкэ из таких материалов, как глина, лак, появились после того,
как нэцкэ проникли в Европу и вызвали там подлинный ажиотаж. Уникальные нэцкэ стоили (да стоят и сейчас)
очень дорого. Появившийся же спрос на непонятные интересные изображения у голландцев, англичан, португальцев
вызвал к жизни "лавочные" нэцкэ — образно говоря, их изготовление поставили на поток. Настоящие же мастера,
у которых на изготовление некоторых фигурок уходили месяцы работы, резко осуждали такое массовое изготовление
нэцкэ. Постепенно школа старых мастеров прекратила свое существование. Отдельные мастера нэцкэ для каждой
своей фигурки изготавливали и ее футляр — точную копию фигурки, и порой эти футляры ценятся дороже самой
нэцкэ. Нэцкэ старых мастеров могли себе позволить носить лишь богатые и именитые люди — и по причине их
стоимости, и по причине того, что уникальная нэцкэ уважаемого мастера как бы являла собой признак особого
статуса того, кто ее носил. Для многих нэцкэ составлялись специальные названия, слагались свои стихи
и даже своя музыка.
Можно назвать несколько основных форм нэцкэ: Окимоно, Саси, Оби-хасами, Итираку. Последние отличны тем,
что изготавливались в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетенные из проволоки, бамбука или
тростника. Отдельную группу образуют нэцкэ в виде миниатюрных масок театра Но. Существовали так называемые
"курьезные нэцкэ"- например, изготовленные из курков голландских ружей, а также фигуры в виде счетов, соробан,
компаса, кремня и огнива, пепельницы и т.д. Конечно, нэцкэ имели не только практическое значение, но и служили
украшением, ношение которых стало всеобщей привычкой в Японии XVII — XIX вв. Практическое использование нэцкэ
имело место в Японии вплоть до 20-х гг. XX в., когда вышел из употребления национальный Японский костюм.
Известны несколько основных японских школ мастеров нэцкэ. Представители некоторых из них предпочитали изображать
животных, другие — религиозных деятелей, мудрецов и философов, третьи изготавливали фигурки носящие юмористический
развлекательный характер. По свидетельству художественной литературы XVII века описывающей нравы Японии того времени,
известно, что наиболее широкое распространение получили Карасиси — досл."Китайский Лев" и лошадь. Нэцкэ появлялись там,
где имелся костюм без карманов, но с поясом. Нэцкэ, брелки противовесы использовались на обширной территории в Японии,
Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.
|