Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Друзья :: Искусство :: Восточное :: Япония :: Суйсеки  

Суйсеки - традиционный жанр японского искусства с более чем тысячелетней историей развития. Аришиге Матсуура, президент Nippon suiseki kyokai, определяет суйсеки следующим образом: - Это постижение природы и наслаждение ею в камне, который сам по себе является природой; суйсеки - это " камень, не обработанный человеком". Именно восточное миросозерцание позволяет увидеть в камне источник медитации и вдохновения.

В суйсэки (суй - вода, сэки - камень ) сошлись две стихии: вечно подвижная, живая, текучая вода, обладающая здесь творческой силой ян, и неподвижный, затаённый, как будто "спящий" навеки камень - инь. Суйсэки есть союз двух этих элементов, их вечное объятие, взаимопроникновение, тысячелетнее взаимовлияние, обтачивание и размывание. Холодный неподвижный камень хранит память о вулканической катастрофе, которой он обязан своим рождением. Складки, морщины и трещины есть воспоминание о том времени, когда камень был жидкой, искрящейся лавой, в которой горела сила ян. Эта рябь, это неподвижное волнение навеки впечатаны в него. И подобно тому, как любят в Японии случайные наплывы и размывы глазури на керамике, точно так же ценится и титанический труд природы, создавшей причудливые камни: то обточенные временем и изъеденные водой, то обкатанные речной галькой, со стёртыми гранями, - гладкие, круглые, спокойные, а то и шершавые, ребристые, с уступами, острыми пиками, пещерами и сквозными отверстиями...

Эстетическое значение камня определяется формой, качеством, цветом, поверхностью и возрастом. Совершенство основывается на равновесии элементов, из которых форма - наиболее важный . Камень должен производить гармоничное впечатление с любой из точек зрения. Любой камень, который с первого взгляда напоминает что-либо неестественное, совершенно непригоден. Камень должен иметь соответствующую твердость. Мягкие камни слишком быстро обрастают мхом, лава слишком хрупкая. При смачивании он должен оставаться влажным так долго, как только возможно.

Обычно для суйсеки используются камни из горных рек, источенные потоком; но необходимые качества редко обнаруживаются у "новых", недавно извлеченых из воды камней. Камень необходимо положить на светлое место и поливать, чтобы ускорить процесс старения, и после нескольких лет заботы камень превратится в суйсеки. Применяются и другие способы создания необходимого качества поверхности. Чем старше камень, чем больше внимания и труда приложено к нему, тем он ценнее. Суйсеки - это результат длительного процесса. В Японии для развития и совершенствования красоты нового камня требуется минимум 10 лет ухода, а иногда и намного больше. Доработка или обрезка камней, как правило, не допускается в соответствии с религиозными воззрениями дзэн-буддизма: она могла бы разрушить "душу камня". Обработка в какой-то мере допустима только для так называемых "пейзажных камней"

Очень важным моментом воздействия суйсеки на воображение и подсознание зрителя является присущий ему цвет. Цвет суйсеки должен быть естественным, то есть соответствовать мягким, свойственным природе тонам . Очень важны такие качества, как элегантность и спокойствие, присущие, например, обработанному водой черному камню. Таково же ощущение от темно-коричневого, сине-черного, темно-серого камня. Белый цвет нежелателен, так как в Японии является траурным. (Впрочем, в китайской традиции, наоборот, использование белых и светлых тонов).

В числе факторов, способствовавших развитию эстетики суйсеки, следует назвать искусство чая. Именно чайная церемония способствовала увеличению эстетической роли камней. Многие мастера чаепития использовали их как средство художественного выражения в организации чайного действа. Большей частью для этого предпочтительны маленькие, темные камни, которые зовутся Chaseki. Другой важный источник развития суйсеки - в сотрудничестве и взаимопроникновении с бонсаи. Оба эти искусства помогают вашему воображению перенестись в иное время и место. Камни, правильно расположенные, напоминают формы земной поверхности: горный хребет, остров или драматический водопад. Общим для обеих форм является воображение, позволяющее перешагнуть в миниатюрный ландшафт бонсай или суйсеки. Многие камни, первоначально использовавшиеся как элементы бонсай, со временем переходят в разряд суйсеки. Общим для двух жанров является также способ решения задачи организации отношений обьекта и окружающего его пространства. Наконец суйсеки, как и бонсаи, используют для размещения камней плоские керамическик сосуды-суибаны. Другим общепринятым вариантом является использование резной деревянной подставки, повторяющей форму камня.

Века развития сформировали в искусстве суйсеки систему классификации, позволяющую определить место и критерии оценки для практически любого камня. В этой сложной и многообразной системе самой распространенной группой является ландшафтная. Все пейзажные камни могут быть разбиты на стили: горные пейзажи, водопады или пещеры, арки, мосты и плоскогорья, пики, утесы и скалы, и так далее.Следующие две группы - это редкие камни (чин секи) - камни-предметы, похожие на хижину, лодку, человеческую фигуру или животное; и бисеки - камни обработанные для проявления присущей им красоты. Последние, как бы они не были хороши, не могут в рамках классической традиции считаться полноправными суйсеки.

Под названием кисеки объединяют загадочные, а чу шо иши - абстрактные камни. Они не похожи на что-нибудь определенное, но слишком красивы для того, чтобы пройти мимо и представляют собой неисчерпаемый источник вдохновения.

Продолжить Продолжить