Веера, как и многие другие особенности культуры и быта,
пришли в Японию из Китая. Впервые японцы увидели их
у корейских принцев, посещавших Японию. С VI–VII вв.
бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах.
Ввезенные китайские веера постепенно приобрели новые формы
и появились первые истинно японские веера, не похожие на своих
материковых предков.
Утива или учива-относятся к периоду Хэйан (794 - 1185)
относится возникновение плоского не складывающегося веера ,
окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в.
Тонкие бамбуковые прутки - их было, как правило, 45, 64 или 80
- создавали основу, к которой крепилась японская бумага - васи.
Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который
мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона
страны, в котором был изготовлен веер. Форма веера могла быть
разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне».
Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.
На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер
гунбай (дословно: "веер полководца"; 'н' в подобных
сочетаниях читается, как 'м', поэтому термин произносится и зачастую
записывается в иностранных языках, как гумбай) или гумбай
утива, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими
составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла.
В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история
донесла до нас немало примеров его применения в бою.
Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках
использовался складной боевой веер - тэссен, который
этикет позволял носить всем самураям, а не только сокопоставленным.
Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая,
и сформировалась в отдельное искусство - тэссен-дзюцу.
В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров
— сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского
кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой.
В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность
и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера.
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид
веера - оги. Теперь так часто именуют и все остальные веера. Оги еще иногда
называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего
часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется
танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных
танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и
разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают
оги незаменимым для опытного артиста. |