Andre CITROEN(Андрэ Ситроен)1878 - 1934
Париж, 1935 год, Елисейские поля. Сияющие рекламы излучают одно имя. Оно же написано в небесах аэропланами и парашютами. Огромные буквы сияют в ночи на Эйфелевой башне. Все прославляет CITROEN. Пик Его славы.
Он родился 5 февраля 1878 года, в Париже, в семье торговца бриллиантами из Голландии Леей Бернар Ситроена (Levi Bernard Citroen) родился маленький Andre, пятый сын мадам Кляйнман (Kleinmam), родом из Польши.
Еще в годы учебы Андрэ навестил родственников в польской Лодзи и там познакомился с талантливым механиком-самоучкой. Его механизмы произвели сильное впечатление на юную голову. Во время бесед Андрэ увидел удивительные шестерни - зубья были необычными, странными и он понял, что такие намного лучше обычных. И он купил это изобретение. Потом, в Париже, он получил патент на шестерни с шевронным зацеплением, который прозевали заграбастать российские владыки (тогда Польша была частью российской империи). Парижский банкир Жак Хинстин (Jackues Hinstin) дал кредит на производство шевронных шестерен и Андрэ открыл свой первый завод. И это - во время учебы! Двойной шеврон стал эмблемой его бизнеса. Там же, в Польше, он встретил дочь варшавского бизнесмена Гольдфедер (Goldfeder) и женился (на ней). Много кого можно встретить в Польше.
Заметив способности своего юного родственника, парижский банкир, президент наблюдательного совета фирмы Морс Харбляйшер (Mors Harbleisher), предложил Андрэ попрактиковаться в выводе ее из кризиса. Ситроен развил бурную деятельность: привлек свежие умы, модернизировал конструкцию модели 10CV и снабдил ее отличным бесклапанным двигателем фирмы Minerva. Успех пришел сразу - продажи резко поднялись. Так он проявил свои задатки в организации автомобильной промышленности, впоследствии ставшей его судьбой.
Грянула I мировая война. Андрэ был призван в армию. Но предприимчивость не оставила его и тут. Он сумел убедить начальство, а затем и министра в том, что срочно наладит выпуск остро не хватающих снарядов в огромных количествах: 50 тыс. в день! У него был рецепт - фордовский конвейер. Получив кредиты, он спешно построил на бывших огородах)!) улицы Javel новый завод, для которого закупил американское оборудование. Производство началось через несколько месяцев от начала строительства, когда еще корпуса достраивались и не было крыш. Выпускалось снарядов больше, чем всеми заводами страны вместе взятыми. Фронт получил нужные боеприпасы. То была первая конвейерная линия в Европе. Успех ошеломил всех французских промышленников, срочно изучавших новый метод фирмы CITROEN. Проявив активный патриотизм, народным героем стал Андрэ СИТРОЕН.
С концом войны пришла конверсия. Тогда Андрэ вспомнил про автомобили как перспективный объект производства и опять был прав. Первые прототипы его не удовлетворили. А проект его приятеля инженера Жуля Саломона (Jules Salomon) изначально соответствовал технологии массового производства и имел свои преимущества: полную комплектность, что тогда не считалось обязательным (бывало даже, что автомобиль продавался без шин), взаимозаменяемые дисковые колеса вместо обычных спицевых, удобные варианты кузовов и электростартер, свежее американское изобретение. Массовое производство обеспечило низкую цену, намного ниже конкурентов, искусная реклама нарисовала привлекательный образ и продажа пошла. Правда, не обошлось без синдрома первого блина - доводка затянулась на год уже после начала производства. Это натолкнуло Андрэ на идею организации сервиса, чего еще не бывало ни у одной фирмы. Потом за ним пришлось идти и остальным.
Можно было бы долго описывать производственные успехи героя и его широкоформатную рекламу - светящаяся день и ночь электрическими лампочками надпись "CITROEN" на Эйфелевой башне, поглощавшая массу электроэнергии и средств. То же имя, написанное цветным дымом на небесах, с подробностями, не разгаданными и сейчас, пробеги в Африку, Азию и Америку! Главным же триумфом Андрэ Ситроена стал тип 7, впоследствии названный народом Traction Avant, то есть "Тяга вперед", что отражало главную идею конструкции и было характерно для самого Андрэ Ситроена. Этот автомобиль хотя и имел идейных предшественников, но выходил из устоявшейся колеи эволюции автомобиля и нужно было иметь отвагу пророка, чтобы увидеть будущее этой концепции и решиться на ее массовое воплощение.
Практическим выражением этой идеи стали отличные от других ходовые качества - "держание дороги", особенно на высоких скоростях, так как переднему приводу свойственна стабилизация автомобиля при действии тяги передних колес, а главное - в поворотах, где сила тяги буквально втягивает машину туда, куда направлены передние колеса. Также стало возможным понизить пол кузова и, соответственно, центр тяжести автомобиля из-за полного отсутствия механизмов под ним - силовой агрегат с приводом сконцентрирован под капотом (коробка вперед, за ней - дифференциал, затем - мотор). Это тоже увеличило устойчивость. Уникальным ходовым качествам способствовали независимые подвески: передняя - параллелограммная с продольными торсионами, задняя - рычажная с поперечными торсионами вместо обычных тогда жестких и тяжелых рессор, сконструированные гениальным Фердинандом Порше. Пол стал плоским - никаких тоннелей, коробов и даже рычагов: ручка переключения устроилась на "торпедо". Такого комфорта в то время не было ни у кого! Вообще уникально было сделано крепление силового агрегата - он вдвигался (и выдвигался для ремонта) на четыре большие шпильки в торцах лонжеронов!
Это был прыжок в будущее, как мы видим сегодня. По сравнению с обычными тогда почти прямоугольными кузовами, возвышавшимися на рамах, под которыми еще проходили карданные валы и мосты на рессорах, низкий широкий несущий кузов, изваянный в плавных линиях рукой маэстро Фламинио Бертони (Flaminio Bertoni) выглядел настоящим произведением искусства. Французы поняли этот шедевр и оценили его, и не только они. Traction Avant стал звездой европейских автосалонов 1934 года и дорог многих стран. На парижском салоне в октябре того же года уже был представлен уширенный и удлиненный вариант - тип 11, ставший любимцем даже гангстеров и жандармов за его исключительное прохождение поворотов. Впоследствии было выпущено еще много вариантов кузовов на все вкусы: длинный семиместный Familiale, универсал Commerciale, прекрасный кабриолет и coupe, был шестицилиндровый тип 15-six и восьмицилиндровый тип 22...
Можно сказать, что такой резкий скачок стимулировала сама судьба. К 1933 году, когда Андрэ купался в славе процветающего капиталиста, чувствовал себя автомобильным королем Европы, стали заметны признаки падения спроса. И он услышал голос фортуны: наступил момент перехода количества в качество, или... Он не выбрал "или". Он воспринял свой звездный час! В этом отличие гениев - слышать и воспринимать провидение.
Андрэ стал искать новые решения. Первые попытки не были удачны. В это время конструктор Андрэ Лефевр (Lefebvre), сделал свой проект для фирмы Voisin. Однако малая фирма не была способна на его реализацию. Ситроен во время приглашает его к себе, уведя из-под носа своего главного конкурента Renault, не успевшего оценить его авангардный проект. В марте 1933 года Андрэ Лефевр уже трудился в фирме Citroen. В результате капитальной переработки проекта ТА (petit voiture) образовался тип 7. Не все шло гладко - авангард требовал жертв: не получилась автомат-коробка Sensaud de Lavaud. Были проблемы с синхронными шарнирами полуосей. Не хватало времени. Судьба поставила срок и Андрэ старался успеть. Он успел - 1 марта 1934 года явился миру Traction Avant!
Это было именно то, что нужно было сделать для прогресса, и жизнь это подтвердила. Traction Avant затмил все, что выпускалось заводами Франции и Европы. Сейчас можно сказать, что и в остальном мире не было такой передовой конструкции, выпускаемой массовым тиражом. Это был грандиозный успех! И последний для больного уже Андрэ Ситроена. 5 июля 1934 года его не стало. Судьба исполнилась.
Д. Бегишев
"Motor News"
|